Владимирская икона Божией Матери
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВЛАДИМИРСКАЯ
По древнейшему преданию, святой евангелист, врач и художник
Лука написал три иконы Богородицы. Одна из этих икон и известна нам под именем
Владимирская.
Вначале до 450 года этот образ Пресвятой
пребывал в Иерусалиме, а затем был перенесен в Константинополь. В первой
половине XII столетия патриарх Царьграда Лука Хризоверх послал икону в дар
великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, который поставил образ в
Вышгородском девичьем монастыре под Киевом, в местности, некогда принадлежавшей
святой равноапостольной великой княгине Ольге. В 1155 году Вышгород стал уделом
князя Андрея, сына Юрия Долгорукого. Решив переселиться на родную для него
Суздальскую землю, князь Андрей взял с собой икону. В пути непрестанно служил
перед нею молебны. Жители Владимира-на-Клязьме встретили своего князя с
усердием и радостью; оттуда князь направился было далее, в град Ростов. Однако,
отъехав от Владимира не более десяти верст, кони встали на берегу Клязьмы и,
несмотря на понукания, не пожелали идти дальше. Запрягли свежих, но не пошли и
те. Пораженный, пал князь Андрей пред иконою и слезно стал молиться. И тогда
явилась ему Богородица со свитком в руке и повелела оставить образ Свой в граде
Владимире, а на месте же этого Своего явления выстроить обитель в честь
Рождества Ее. Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени — с 1160
года — она получила наименование Владимирская.
В 1164 икона сия сопровождала
князя Андрея Боголюбского в поход на волжских булгар. Все воинство вслед за
своим князем со слезами приложилось к чудотворной и, взывая о заступничестве к
Пречистой, двинулось в бой. Нечестивые были разбиты. После победы на поле брани
было совершен молебен перед святой иконой. Во время него на виду у всего
русского войска явлено было чудо: от образа и от Животворящего Креста забрезжил
дивный свет, озаривший всю местность.
В 1395 году Тамерлан с полчищами
татар приблизился к Москве. У народа христианского оставалась надежда лишь на
помощь Божию. И тогда великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел
принести икону из Владимира в Москву. По обеим сторонам дороги стоял
коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия,
спаси землю Русскую!» В Москве Владимирскую икону ждала торжественная встреча:
крестный ход, все москвичи вышли на городские стены, встретили и проводили
чудотворную до Успенского собора Кремля.
И Богородица вняла молению
уповавших на Нее. В самый час сретения чудотворной на берегу Москвы-реки
Тамерлану в его шатре явлено было сонное видение: с высокой горы спускались
святители со златыми посохами, а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких
лучей парила Лучезарная Жена; бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами
окружали Ее… Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы,
старейшины и гадальщики татарские, разъяснили, что виденная им во сне Жена есть
Заступница православных, Матерь Бога, и что сила Ее неодолима. И тогда Тамерлан
велел своим полчищам повернуть вспять. И татары, и русские поражены были этим
событием.
Благодарные москвичи выстроили на месте встречи чудотворной
26 августа 1395 года Сретенский монастырь. Так после 242-летнего пребывания на
берегах Клязьмы икона Богородицы Владимирская перешла в Москву и поставлена
была в кремлевском соборе в честь Успения Пречистой. Ее благодатной силе Москва
обязана избавлениями от набегов хана Едигея в 1408 году, ногайского царевича
Мазовши в 1451 году, отца его, хана Седи-Ахмета в 1459 году, в 1480 году
ордынского хана Ахмата, в 1521 году
казанский хана Махмет-Гирея.
Так не единожды Отечество наше было спасаемо молитвой
народной пред чудотворным образом Владимирской. В память этих избавлений и
установлено празднование Владимирской иконе: 21 мая/3 июня — в память спасения
Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году; 23 июня/6 июя — в
память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году; 26 августа/8
сентября — в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.
В иконостасе нашего Храма находилась икона Богоматери
Владимирской с Голгофским Крестом на обороте, работы Симона Ушакова 1652 г..
Эта икона в настоящее время находится в экспозиции Третьяковской Галереи, в
которую она поступила из центральных реставрационных мастерских в 1932 и 1933 гг.,
и таким образом была сохранены.
В настоящее время в Храме представлены искусный список с этой
иконы. Таким образом, каждый приходящий в Храм может не только поклониться святому
образу, но и приобщится к великому наследию древнерусского искусства.
Пресвятая Богородица Моли Бога о нас!